Анкетирование пациентов в рамках независимой оценки качества оказания медицинских услуг
Аннотация
С целью выявления преимуществ и недостатков интерактивных анкет проведены сравнительный анализ анкет, разработанных специалистами Минздрава РФ (Приказ Минздрава России от 14 мая 2015 г. № 240) и стандартно используемых анкет на бумажных носителях, а также опрос 122 потенциальных пациентов об отношении к интерактивной анкете на официальных сайтах учреждений Минздрава Хабаровского края. Выявлена низкая инициативность пациентов в Интернете. До 2/3 респондентов потребовались дополнительные разъяснения по вопросам анкеты, что повышает количество неотвеченных вопросов и, в случае интерактивной версии, не позволяет зарегистрировать анкету респондента на сайте. Отсутствие открытых вопросов ограничивает возможность пациентов высказывать собственное мнение. Неточные формулировки «удовлетворенности обслуживанием» и «компетентности» специалистов в предложенных вопросах ведут за собой необходимость в разъяснительной информации и повышают количество некорректных ответов среди анкетируемых.
Об авторах
С. А. БогачевскаяРоссия
Богачевская Светлана Анатольевна – к.м.н., зав. отделением
Н. А. Капитоненко
Россия
Капитоненко Николай Алексеевич – д.м.н., проф., зав. кафедрой
Список литературы
1. Всероссийское социологическое исследование мнения населения о доступности и качестве медицинской помощи [Электронный ресурс]. URL: http://www.zdrav.ru/articles/practice/detail.php?ID=79106 (дата обращения 25.05.2016).
2. Кочкина Н.Н. Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения / Н.Н. Кочкина, М.Д. Красильникова, С.В. Шишкин. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. – 56 с.
3. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социологический анализ / В.А. Медик, А.М. Осипов. – М.: РИОР; ИНФРА-М, 2012. – 358 с.
4. Об утверждении методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями: приказ МЗ РФ от 14 мая 2015 г. № 240 [Электронный ресурс]. URL: http://zdrav.medkhv.ru/sites/files/zdrav/docs/2015/f96cd42ff06e4acbf26a.pdf (дата обращения 25.05.2016).
5. Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: приказ МЗ РФ от 30 декабря 2014 г. № 956н [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosminzdrav.ru/documents/9070-prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-ot-30-dekabrya-2014-g-956n-obinformatsii-neobhodimoy-dlya-provedeniyanezavisimoy-otsenki-kachestva-okazaniya-uslug-meditsinskimi-] (дата обращения 25.05.2016).
6. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями от 25 июня 2012 г., 2, 23 июля, 27 сентября, 25 ноября 2013 г.): федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://chuscrp.ucoz.ru/323-fz_ob_osnovakh_okhrany_zdorovja_grazhdan.pdf (дата обращения 25.05.2016).
7. Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций: приказ от 11 ноября 2013 г. №837 (в ред. Приказа Минздрава России от 09.06.2015 N 328) [Электронный ресурс] // Главбух. URL: http://e.glavbukh.ru/npd-doc.aspx?npmid=97&npid=86163 (дата обращения 25.05.2016).
8. Об утверждении Методических рекомендаций «Организация проведения социологического опроса (анкетирования) населения об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования»: приказ ФФОМС от 29.05.2009 г. № 118 (в ред. от 26.04.2012 № 86) URL: http://www.tfoms22.ru/docs/prakazi-ffoms/29052009-118/ (дата обращения 25.05.2016).
9. О плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 гг.: распоряжение Правительства РФ от 30 марта 2013 г. N 487-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70250118/#ixzz49doPZqtg (дата обращения 25.05.2016).
10. О создании общественного совета при министерстве здравоохранения Хабаровского края и проведению независимой оценки качества работы медицинских организаций края, оказывающих услуги в сфере здравоохранения, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи: распоряжение Министерства здравоохранения Хабаровского края №879-р от 03.08.2015 URL: http://zdrav.medkhv.ru/sites/files/zdrav/docs/2015/8ba78464b0763db2a68f.pdf (дата обращения 25.05.2016).
11. Серегина И.Ф. Результаты социологического исследования мнения населения Российской Федерации о качестве и доступности медицинской помощи / И.Ф. Серегина, А.Л. Линденбратен, Н.К. Гришина // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2009. – № 5. – С. 3-7.
12. Сибурина Т.А. Методические подходы к исследованию удовлетворенности пациентов высокотехнологичной медицинской помощью / Т.А. Сибурина, Г.Н. Барскова, Л.В. Лактионова// Социальные аспекты здоровья населения. – 2013, № 1 (29) [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/454/30/lang,ru/ (дата обращения 25.05.2016).
Рецензия
Для цитирования:
Богачевская С.А., Капитоненко Н.А. Анкетирование пациентов в рамках независимой оценки качества оказания медицинских услуг. Якутский медицинский журнал. 2016;(3):36-39.
For citation:
Bogachevskaia S.A., Kapitonenko N.A. Questioning of patients within an independent assessment of the quality of medical services. Yakut Medical Journal. 2016;(3):36-39.