Состояние системы непрерывного медицинского образования по результатам опросов специалистов здравоохранения Дальневосточного федерального округа
https://doi.org/10.25789/YMJ.2023.82.14
Аннотация
С целью выявления динамики и потенциала развития изменений в системе медицинского образования проведен социологический опрос врачей различных специальностей в два временных этапа: на начальной стадии практического внедрения системы и через 7-9 лет. По результатам исследования выявлено, что на начальном этапе превалировали более негативное отношение к системе непрерывного медицинского образования, обусловленное как низким информированием потенциальных пользователей, так и дефектами организации системы (работа портала, дефекты законодательной базы, проблемы организационного характера). На втором этапе исследования выявлена определенно положительная динамика по перечисленным направлениям, кроме того, обсуждались вновь возникшие проблемы в процессе применения новой системы образования и вероятные пути их решения. В условиях начальной фазы реформирования медицинского образования основная часть целевой аудитории оставалась неподготовленной. С течением времени наблюдения прослеживается упорядочение процесса включения специалистов здравоохранения в модель непрерывного медицинского образования и проведения соответствующих мероприятий в новой системе постдипломного образования. Тем не менее пробелы в законодательстве, не решенные до сих пор, снижают эффективность внедряемой системы. Дальнейшее активное взаимодействие контролирующих систем и регулирующих органов с непосредственными участниками исполнительных процессов в сфере медицинского образования необходимо для повышения общей удовлетворенности граждан работой системы российского здравоохранения.
Об авторах
С. А. БогачевскаяРоссия
Светлана Анатольевна Богачевская, к. м. н., врач функциональной и ультразвуковой диагностики, доцент
Хабаровск
С. Н. Киселев
Россия
Сергей Николаевич Киселев, д. м. н., зав. кафедрой, проректор по учебно-воспитательной работе, проф.
Хабаровск
Н. А. Капитоненко
Россия
Николай Алексеевич Капитоненко, д. м. н., проф.
Хабаровск
А. Н. Богачевский
Россия
Александр Николаевич Богачевский, врач сердечно-сосудистый хирург, зав. отд.
Южно-Сахалинск
Список литературы
1. Бахтина И.С. Переломный момент в развитии непрерывного медицинского образования. Пути выхода из кризиса// Мат-лы Всероссийской конф. руководителей образовательных учреждений РФ. М., 2005. URL: http://edu.rspp.ru/site.xp/049049052124049051057.
2. Богачевская С.А., Пчелина И.В., Семенов В.Ю. К вопросу о формируемой системе непрерывного медицинского образования в России во мнениях врачей и организаторов здравоохранения Дальневосточного федерального округа // Тихоокеанский медицинский журнал. 2017. 3: 75-89. DOI: 10.17238/PmJ1609-1175.2017.2.85–89.
3. Валеев Р. Опрос Минздрава: медработники считают, что внедрять систему НМО не следует. 08 февраля 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://lekoboz.ru/professiya-farmatsevt/career/opros-minzdrava-medrabotniki-schitayut-chto-vnedryat-sistemu-nmo-ne-sleduet.
4. Захаренко Г.А., Курлянчик А.А. Особенности прохождения аккредитации в 2021 г. // Мед. образование и профессиональное развитие. 2021; 12 (2): 136–141. doi: 10.33029/2220-8453-2021-12-2-136-141
5. Звонников В.И., Свистунов А.А., Семенова Т.В. Оценка профессиональной готовности специалистов в системе здравоохранения / под ред. Т.В. Семеновой. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. 272.
6. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
7. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 21. 11. 2011 n 323-фз (ред. от 28. 12. 2022) [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakonrf.info/zakon-o-zdorovye-grazhdan/.
8. Об утверждении Положения об аккредитации специалистов № 1081 н. 22 ноября 2021. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111300081.
9. Отдельнов Л.А., Горох О.В. Современные подходы к обучению программам Point-of-care ultrasound // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021; 12 (2): 86–94. (rosmedobr.ru). doi: 10.33029/2220-8453-2021-12-2-86-94.
10. Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) [Электронный ресурс]. URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102150018.
11. Приказ МЗ РФ от 28. 10. 2022 N 709н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» действителен до 01. 01. 2029 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405742919/.
12. Профессор академии непрерывного профобразования Минздрава РФ Залим Балкизов: Пробелы в нормативной базе препятствуют реальному повышению квалификации врачей // Российская газета - Спецвыпуск: Фармацевтика № 287(8935) [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2022/12/20/doktor-obiazan-uchitsia.html (дата обращения: 16. 02. 2023).
13. Решетников А.В. Социология медицины. М.: Медицина, 2002. 975.
14. Роль медицинского вуза в реализации государственной политики в области непрерывного профессионального образования кадров для системы здравоохранения Дальневосточного региона / Шуматов В.Б., Крукович Е.В., Трусова Л.Н., Рассказова В.Н. //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014, 8 (4): 69-73.
15. Руководство AMEE № 87. Разработка анкет для научных исследований в области медицинского образования. Артино-мл. Э.Р., Ля Рошель Д.С., Дези К.Дж., Гельбах Г. Пер. с англ. под ред. А.Ю. Алексеевой // Медицинское образование. 2021. 12. 2. (rosmedobr.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosmedobr.ru/journal/2021/rukovodstvo-amee-87-razrabotka-anket-dlya-nauchnykh-issledovaniy-v-oblasti-meditsinskogo-obrazovaniya/.
16. Фадеева Е.В. Электронное здравоохранение сделает медицину доступнее? // Социологические исследования. 2020; 11: 68-75 [Электронный ресурс]. URL: http://ras.jes.su/socis/s013216250010580-1-1 (дата обращения: 16. 02. 2023). DOI: 10.31857/S013216250010580-1.
17. Point-of-care ultrasound (PoCUS) for the internist in acute medicine: a uniform curriculum. Olgers T.J., Azizi N., Blans M.J., et al. Neth J Med. 2019; 77 (5): 168–76. doi: 10.1186/s12909–020–1949–4.
Рецензия
Для цитирования:
Богачевская С.А., Киселев С.Н., Капитоненко Н.А., Богачевский А.Н. Состояние системы непрерывного медицинского образования по результатам опросов специалистов здравоохранения Дальневосточного федерального округа. Якутский медицинский журнал. 2023;(2):57-61. https://doi.org/10.25789/YMJ.2023.82.14
For citation:
Bogachevskaya S.A., Kiselev S.N., Kapitonenko N.A., Bogachevsky A.N. The continuing medical education based on the results of the health professionals' survey in the Far Eastern Federal District. Yakut Medical Journal. 2023;(2):57-61. https://doi.org/10.25789/YMJ.2023.82.14