Preview

Якутский медицинский журнал

Расширенный поиск

Вопросы адаптации первоклассников в школе

Аннотация

Представлен обзор литературы по адаптации детей к процессу школьного обучения, включая критерии и клинико-функциональные особенности адаптационных процессов у детей, описаны способы прогнозирования течения адаптации детей к обучению в школе, приведены особенности церебрального кровообращения и вегетативного гомеостаза у детей младшего школьного возраста.

Об авторах

Т. В. Потупчик
Красноярского ГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
Россия

к.м.н., ст. препод. 



Л. С. Эверт
НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН
Россия

д.м.н., зав. клинич. отд. 



О. И. Зайцева
НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН
Россия

д.м.н., зав. лаб. 



Е. С. Паничева
Красноярский ГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
Россия

к.м.н., ассистент кафедры-клиники 



Е. В. Мирошниченко
Красноярского ГПУ им. В. П. Астафьева
Россия

аспирант кафедры педагогической психологии 



Список литературы

1. Агаджанян Н.А. Адаптационная медицина и здоровье / Н. А. Агаджанян // Вестн. Уральской мед. науки. – 2005. – № 2. – С. 10-18.

2. Agadjanyan, N.A. Adaptation Medicine and Health / N.A. Agadjanyan / / Vestn. Ural honey. science. – 2005. – № 2. – Р. 10-18.

3. Адаптационное состояние детского организма как индикатор неблагоприятного влияния окружающей среды / Н.А. Мешков, С.И. Иванов, е.А. Вальцева [и др.] // Гигиена и санитария. – 2007. – № 5. – С. 52-53.

4. Adaptive state the child’s body as an indicator of the adverse effects of environmental / N.A. Meshkov, S. Ivanov, E.A. Roller [et al.] / / Hygiene and Sanitation. 2007. № 5. Р. 52-53.

5. Айзенк Г.Ю. Структура личности / Г.Ю. Айзенк. – СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999. – 464 с.

6. Eysenck H.J. Personality structure. St. Petersburg: Juventas, M.: SPC +, 1999. – 464 р.

7. Апанасенко Г.л. Медицинская валеология / Г.л. Апанасенко, л.А. Попова. – Ростов н/д. : Феникс, 2000. – с. 248.

8. Apanasenko G.L. Medical valueology / G.L. Apanasenko L. Popov. Rostov n/D. : Phoenix, 2000. – 248 р.

9. баевский Р.М. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения / Р.М. баевский, Г.Г. Иванов // Ультразвуковая и функциональная диагностика. – 2001. – № 3. – С. 108-127.

10. Baevskii R.M. Heart rate variability: theoretical aspects and clinical applications / R.M. Baevskii, G.G. Ivanov // Ultrasonic and functional diagnostics. 2001. № 3. Р. 108-127.

11. баевский Р.М. Концепция физиологической нормы и критерии здоровья / Р.М. баевский // Рос. физиол. журн. – 2003. – № 4. – С. 473-487.

12. Baevskii R.M. Сoncept of physiological norms and criteria for health / R.M. Baevsky / / Rus. Physiol. journal. 2003. № 4. Р. 473-487.

13. баранов А.А. Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в Российской Федерации / А.А. баранов, А.Г. Ильин // Рос. педиатр. журн. – 2011. – № 4. – С. 7-12. Baranov A.A. Actual problems of preserving and strengthening the health of children in the Russian Federation / A.A. Baranov, A.G. Ilyin / / Rus. pediatrician. journal. 2011. № 4. Р. 7-12.

14. баранов А.А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях / А.А. баранов, В.Р. Кучма, л.М. Сухарева. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2008. – 432 с.

15. Baranov A.A. Evaluation of children’s health. New approaches to prevention and health improvement work in educational institutions / A.A. Baranov, V.R. Kuchma, L.M. Sukharev. M. : GEOTAR Media, 2008. – 432 р.

16. басманова е.д. Особенности физического развития детей в школах разного типа / е.д. басманова, Н.К. Перевозчикова // Рос. педиатр. журн. – 2009. – № 1. – С. 53-56.

17. Basmanova E.D. Features of physical development of children in schools of different types / E.D. Basmanova, N.K. Perevozchikova / / Rus. pediatrician. journal. 2009. № 1. Р. 53-56.

18. безруких М.М. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга и формирование познавательной деятельности в онтогенезе ребенка / М. М. безруких, Р.И. Мачинская, д.А. Фарбер // Физиология человека. – 2009. – Т. 35, № 6. – С. 10-24.

19. Bezrukih M.М. Structural and functional organization of the developing brain and the formation of cognitive activity in ontogenesis child / M.M. Bezrukih, R.I. Machinskaya, D.A. Farber / / Human Physiology. 2009. V. 35, № 6. Р. 10-24.

20. березина Н.О. характеристика функциональных возможностей организма современных дошкольников / Н.О. березина, М.А. Никитина, П.И. храмцов // Рос. педиатр. журн. – 2011. – № 3. – С. 39-42.

21. Berezina N.O. Feature functionality of an organism modern preschool / N. O. Berezinа, M.A. Nikitinа, P.I. Hramtsov / / Rus. pediatrician. journal. 2011. № 3. Р. 39-42.

22. бернацкая Н.А. Физиолого – психологические аспекты адаптации детей к школьному обучению / Н.А. бернацкая, Н.Н. Савченко // бюллетень сибирской медицины. – Т. 4. – 2005. – Прил.1. – С. 156.

23. Bernatskaya N.A. Physiological psychological aspects of children’s adaptation to school / N.A. Bernatskaya, N.N. Savchenko / / Bulletin of Siberian Medicine. T. 4. 2005. Pril.1. Р. 156.

24. брязгунов И.П. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях типа / И.П. брязгунов, е.В. Касатикова. – М.: Психотерапия, 2008. – 208 с.

25. Bryazgunov I.P. Restless child, or hyperactive children of all types / I.P. Bryazgunov, E.V. Iridaceae. – M. : Psychotherapy, 2008. – 208 р.

26. Гончарова Г.А. Особенности нервнопсихических нарушений у младших школьников в динамике обучения / Г.А. Гончарова // Рос. педиатр. журн. – 2009. – № 2. – С. 23-27.

27. Goncharova G.A. Features neuropsychiatric disorders in primary school children in the dynamics of training / G.A. Goncharovа / / Rus. pediatrician. journal. 2009. № 2. Р. 23-27.

28. Гордиец А.В. Состояние здоровья первоклассников и особенности их адаптации к школьному обучению / А.В. Гордиец // Рос. педиатр. журн. – 2010. – № 6. – С. 49-52.

29. Gordiets A.V. Health status of first-graders and features of their adaptation to schooling / A.V. Gordiets / / Rus. pediatrician. journal. 2010. № 6. Р. 49-52.

30. Гуров В.А. Влияние технологического компонента образовательной среды на процесс психофизиологического развития младших школьников. Монография / В.А. Гуров. – Красноярск, 2008. – С.25-28.

31. Gurov V.A. Effect of the technology component of the educational environment on the process of psycho-physiological development of younger students. Monograph. 2008. Krasnoyarsk. P. 25-28.

32. донозологический подход в оценке заболеваемости и смертности населения / л.А. денисов, А.П. берсенева, Р.М. баевский [и др.] // Гигиена и санитария. – 2009. – № 6. – С. 7780.

33. Donozologicheskimi approach in the evaluation of morbidity and mortality / L.A. Denisov, A.P. Berseneva, R.M. Baevsky [et al.] / / Hygiene and Sanitation. 2009. № 6. Р. 77-80.

34. Звездина И.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей в динамике обучения в начальной школе / И.В. Звездина, Н.С. жигарева, л.А. Агапова // Рос. педиатр. журн. – 2009. – № 2. – С. 19-23.

35. Zvezdina I.V. Functional state of the cardiovascular system in the dynamics of children in primary school / J.V. Zvezdina, N.S. Zhigareva, L.A. Agapov / / Rus. pediatrician. journal. 2009. № 2. Р. 19-23.

36. Иванова И.В. Состояние здоровья и социально-психологические особенности учащихся школ разного типа / И.В. Иванова, Н.л. Черная, е.И. Сенягина // Рос. педиатр. журн. – 2010. – № 2. – С. 53-55.

37. Ivanovа I.V. Health and socio-psychological characteristics of students at schools of different types / I.V. Ivanova, N. L. Black, E.I. Senyagina / / Rus. pediatrician. journal. 2010. № 2. Р. 53-55.

38. Изменение состояния сердечно-сосудистой системы в зависимости от характера функциональной активности головного мозга у детей как отражение школьной дизадаптации / Н.В. Королева, О.В. бугун, С.И. Колесников [и др.] // Педиатрия – 2011. – Т. 90, № 1. – С. 121-125.

39. Changing the state of the cardiovascular system, depending on the nature of the functional activity of the brain in children as a reflection of the school disadaptative / N.V. Korolevа, O.V. Bugun, S.I. Kolesnikov [et al.] / / Pediatrics 2011. T. 90, № 1. Р. 121-125.

40. Комплексный подход к гигиенической оценке качества жизни учащихся / Ю.А. Рахманин, И.б.Ушаков, Н.В. Соколова [и др.] // Гигиена и санитария. – 2010. – № 2. – С. 67-70.

41. Integrated approach to the assessment of the sanitary quality of life for students / Y.A. Rahmanin, I.B. Ushakov, N.V. Sokolovа [et al.] / / Hygiene and Sanitation. 2010. № 2. Р. 67-70.

42. Кузнецова О.В. Вегетативный тонус в звеньях респираторно гемодинамической системы у детей младшего школьного возраста / О.В. Кузнецова, В.д. Сонькин // Физиология человека. – 2009. – Т.35, № 6. – С. 94-102.

43. Kuznetsova O.V. Аutonomic tone in respiratory links hemodynamic system in children of primary school age / O.V. Kuznetsova, V.D. Sonkin / / Human Physiology. 2009. T.35, № 6. Р. 94102.

44. Куинджи Н.Н. Функциональная готовность ребенка к школе: ретроспектива и актуальность / Н.Н. Куинджи // Вестник РАМН. – 2009. – №5. – С. 33-36.

45. Kuindji N.N. Functional child’s readiness for school: retrospective and relevance / N.N. Kuindzhi / / Bulletin of the Academy of Medical Sciences. 2009. № 5. P. 33-36.

46. Кучма В.Р. Физическое развитие младших школьников и факторы, его определяющие / В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина // Рос. педиатр. журн. – 2009. – № 2. – С. 14-19.

47. Kuchma V.R. Рhysical development of younger students and the factors determining his / V.R. Kuchma, N.A. Skoblina / / Rus. pediatrician. journal. 2009. № 2. Р. 14-19.

48. Мачинская Р.И. Формирование функциональной организации коры больших полушарий в покое у детей младшего школьного возраста с различной степенью зрелости регуляторных систем мозга / Р.И. Мачинская, л.С. Соколова, е.В. Крупская // Физиология человека. – 2007. – Т. 33, № 2. – С. 5-15.

49. Machinskaya R.I. Formation of the functional organization of the cerebral cortex alone in primary school children with varying degrees of maturity of the regulatory systems of the brain / R.I. Machinskaya, L.S. Sokolova, E.V. Krupskaya / / Human Physiology. 2007. T. 33, № 2. Р. 5-15.

50. Особенности психических функций у детей младшего школьного возраста с изменениями психоневрологического статуса / л.М. Сухарева, д.С. Надеждин, л.М. Кузенкова [и др.] // Рос. педиатр. журн. – 2009. – № 2. – С. 28-34.

51. Features of mental functions in schoolage children with psycho-neurological status changes / L.M. Sukharevа, D.S. Nadezhdin, L.M. Kuzenkova [et al.] / / Rus. pediatrician. journal. 2009. № 2. Р. 28-34.

52. Особенности формирования здоровья младших школьников в динамике обучения / И.В. Звездина, л.М. Сухарева, л.М. жигарева [и др.] // Рос. педиатр. журн. – 2009. – №2. – С. 8-11.

53. Features of formation of health of younger students in the dynamics of training / I.V. Zvezdina, L.M. Sukharevа, L.M. Zhigareva [et al.] / / Rus. pediatrician. journal. 2009. № 2. Р. 8-11.

54. Особенности функционального состояния миокарда и мозгового кровообращения детей 7-10 лет с разными вариантами автономной нервной регуляции сердечного ритма / А.Н. Шарапов, В.Н. безобразнова, С.б. догадкина [и др.] // Физиология человека. – 2009. – Т.35, № 6. – С. 76-84.

55. Features of the functional state of the myocardium and cerebral circulation of children 710 years with different versions of the autonomic regulation of heart rate / A.N. Sharapov, V.N. Bezobraznova, S.B. Dogadkinа [et al.] / / Human Physiology. 2009. T. 35, № 6. Р. 76-84.

56. Политика О.И. дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / О.И. Политика. – СПб.: Речь, 2008. – 208 с.

57. Politics O.I. Сhildren with attention deficit hyperactivity disorder and / O.I. Politics. SPb.: Speech, 2008. – 208 р.

58. Поляшова Н.В. Психофизиологические особенности младших школьников в динамике обучения / Н.В. Поляшова, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова // бюл. сиб. медицины. – 2010. – № 1. – С. 148-154.

59. Polyashova N.V. Psychophysiological features of younger schoolboys in the dynamics of training / N.V. Polyashova, A.G. Solovyev, I.A. Novikovа // Bul. sib. Medicine. 2010. № 1. Р. 148-154.

60. Похачевский А.л. Изучение вариабельности ритма сердца при нагрузочном тестировании / А.л. Похачевский // Кардиология. – 2010. – № 1. – С. 29-35.

61. Pohachevsky A.L. The study of heart rate variability during the exercise testing / A.L. Pohachevsky / / Cardiology. 2010. № 1. Р. 29-35.

62. Профилактика нарушений здоровья школьников в процессе обучения / М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, М.А. Поленова [и др.] // Рос. педиатр. журн. – 2011. – № 3. – С. 46-49.

63. Prevention of health problems in students learning / M.I. Stepanovа, Z.I. Sazanyuk, M.A. Polenova [et al.] / / Rus. pediatrician. journal. 2011. № 3. Р. 46-49.

64. Сабирьянов А.Р. Возрастные особенности вариабельности показателей центрального кровообращения у детей младшего и среднего школьного возраста / А.Р. Сабирьянов, е.С. Сабирьянова // Рос. педиатр. журн. – 2005. – № 6. – С. 4-7.

65. Sabiryanov A.R. Age features central circulatory variability indices in young children and secondary school age / A.R. Sabiryanov, E.S. Sabirianova / / Rus. pediatrician. journal. 2005. № 6. Р. 4-7.

66. Состояние здоровья и психофизиологические особенности учащихся новых видов учебных заведений / А.Г. Муталов, Г.П. Ширяева, Г.А. Вахитова [и др.] // Вопр. современной педиатрии. – 2007. – № 6. – С. 122-126.

67. Health and physiological characteristics of students new types of institutions / A.G. Mutalov, G.P. Shiryaevа, G.A. Vakhitova [et al.] / / Issues. modern pediatrics. 2007. № 6. Р. 122-126.

68. Состояние сердечно-сосудистой системы у детей с различным характером функциональной активности мозга в период обучения в начальной школе / Н.В. Королева, О.В. бугун, С.И. Колесников [и др.] // Рос. педиатр. журнал. – 2010. – № 2. – С. 16-20.

69. The cardiovascular system in children with different nature of the functional activity of the brain during the period of primary school / N.V. Korolevа, O.V. Bugun, S.I. Kolesnikov [et al.] / / Rus. pediatrician. magazine. 2010. № 2. Р. 16-20.

70. Сохранение здоровья школьников путем оптимизации их обучения / В.Р. Кучма, М.И. Степанова, С.А. Уланова [и др.] // Рос. педиатр. журн. – 2011. – № 3. – С. 42-45.

71. Maintaining the health of schoolchildren by optimizing their learning / V.R. Kuchma, M.I. Stepanovа, S.A. Ulanova [et al.] / / Rus. pediatrician. journal. 2011. № 3. Р. 42-45.

72. Сухарева л.М. Особенности психических функций у детей младшего школьного возраста с изменениями психоневрологического статуса / л.М. Сухарева, д.С. Надеждин, л.М. Кузенкова // Рос. педиатр. журн. – 2009. – № 2. – С. 28-34.

73. Sukhareva L.M. Features mental functions in school-age children with psycho-neurological status changes / L.M. Sukharevа, D.S. Nadezhdin, L.M. Kuzenkova / / Rus. pediatrician. journal. 2009. № 2. Р. 28-34.

74. Теппер е.А. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения / е.А. Теппер, Н.Ю. Гришкевич. Сиб. мед. обозрение. – 2011. – № 1. – С. 12-16.

75. Tepper E.A. Child age and readiness to start a systematic schooling / E.A. Tepper, N.Yu. Grishkevich / / Sib. med. Review. 2011. № 1. P. 12-16.

76. Токарь О.В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников / О.В. Токарь, Т.Т. Зимарева, Н.е. липай. – М. : Флинта, 2009. – 152 c.

77. Tokar O.V. Psychological and educational support hyperactive preschoolers / O.V. Tokar, T.T. Zimareva, N.E. Lipai. M.: Flintа, 2009. 152 р.

78. Фокина Н.А. Результаты оценки состояния здоровья младших школьников общеобразовательной школы. Системный анализ и управление в биомедицинских системах / Н.А.

79. Фокина, А.В. Почивалов, А.И. Иванников // Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. тех. ун-та, 2009. – Т. 8. – С. 913-917.

80. Fokina N.A. The results of health assessment junior secondary school students. System analysis and control in biomedical systems / N.A. Fokina, A.V. Pochivalov, A.I. Ivannikov. Voronezh : Univ. Voronezh. Reg. those. University Press, 2009. V.8. Р. 913-917.

81. Age-related trends in Stroop and conflicting motor response task findings / F. Nichelli, G. Scala, C. Vago [et al.] // Child Neuropsychology. – 2005. –Vol. 11, № 5. – P. 431.

82. Aktivation and inhibition of bimanual movements in school-aged children / J. Barral, M. De Pretto, B. Debu [et al.] // Human Physiology. 2010. № 1, T. 36. Р. 56-66.

83. Assessment of Functional Capacity in Clinical and Research Settings: A Scientific Statement from the American Heart Association Committee on Exercise, Rehabilitation, and Prevention of the Council on Clinical Cardiology and the Council on Cardiovascular Nursing / J. Balady, E. Collins, G. Fletcher [et al.] // Circulation. – 2007. – Vol. 116. – P. 329-343.

84. Braunwald’s heart disease: a textbook of cardiovascular medicine / P. Libby, D.P. Zipes, D. L. Man [et al.]. – Town: Elsevier Sciences, 2008. – 2304 p.

85. First Announcement 14-th Congress of Europen Union for School and Medicine 6-9 june 2007, Tampere, Finland. – 2007.

86. Davis E.P. The anterior attention network: associations with temperament and neuroendocrine activity in 6-year-old children / E.P. Davis, J. Bruce, M.R. Gunnar // Dev. Psychobiol. – 2002. – Vol. 40, № 1. P. 43-56.

87. Diamond A. The еarly development of executive functions / A. Diamond // Lifespan cognition mechanisms of change / ed. F. Bialystok, L. M. Clark. – Oxford : University Press, 2006. – P. 70.

88. Jonkman L.M. The development of preparation, conflict monitoring and inhibition from early childhood to young adulthood: a Go/Nogo ERP study / L.M. Jonkman // Brain Research. – 2006. – Vol. 1097, № 1. – P. 181.

89. Oldenhage M. Assessment of developmental status considering current requirements of the health examination for school entry / M. Oldenhage, M. Daseking, F. Petermann // Gesundheitswesen. – 2009. – Vol. 71, № 10. – Р. 638-647.

90. Tsujimoto S. Developmental fractionation of working memory and response inhibition during childhood / S. Tsujimoto, M. Kuwajima, T. Sawaguchi // Experim. Psychol. – 2007. – Vol. 54, № 1. – P. 30.


Рецензия

Для цитирования:


Потупчик Т.В., Эверт Л.С., Зайцева О.И., Паничева Е.С., Мирошниченко Е.В. Вопросы адаптации первоклассников в школе. Якутский медицинский журнал. 2014;(3):75-82.

For citation:


Potupchik T.V., Evert L.S., Zajceva O.I., Panicheva E.S., Miroshnichenko E.V. Adaptation of the first-graders in the school. Yakut Medical Journal. 2014;(3):75-82.

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1813-1905 (Print)
ISSN 2312-1017 (Online)